Какие различия существуют в подходах к пониманию истории в учениях Шеллинга и Шопенгауэра в немецкой классической философии?
20 декабря, 2023 | Гуманитарные науки
| Вопрос о понимании истории является одним из центральных вопросов в философии. Учения Шеллинга и Шопенгауэра, представители немецкой классической философии, предлагают разные подходы к пониманию истории. В данной статье мы сравним эти подходы, выявим их различия и сделаем выводы на основе проведенного сравнения.
Критерий сравнения | Учение Шеллинга | Учение Шопенгауэра |
---|---|---|
Понимание истории | История — проявление абсолютного развития, процесс, в котором вселенная раскрывает свою сущность и осуществляет свою цель | История — периоды страдания, борьбы и конфликтов, выражающие волю к жизни и волю к власти |
Роль человека | Человек — активный субъект истории, способный влиять на ее ход и развитие | Человек — пассивный объект истории, подчиненный силам воли и бессознательности |
Причины истории | Развитие духа и его самоосознание являются движущими силами истории | Воля к жизни, воля к власти и бессознательные инстинкты определяют ход истории |
Цель истории | Достижение гармонии и единства, воссоединение с абсолютом | Отсутствие конечной цели, история является бессмысленной и безусловной волей к жизни |
Отношение к будущему | Оптимистическое отношение, вера в прогресс и улучшение условий жизни | Пессимистическое отношение, утверждение о неизбежности страдания и конфликтов в будущем |
Сравнивая подходы Шеллинга и Шопенгауэра к пониманию истории, мы видим существенные различия. Шеллинг рассматривает историю как проявление абсолютного развития, где человек играет активную роль и история имеет цель достижения гармонии и единства. В свою очередь, Шопенгауэр считает историю периодами страдания, борьбы и конфликтов, определяемых волей к жизни и власти. Он не видит в истории конечной цели и относится к будущему пессимистически.
Таким образом, подходы Шеллинга и Шопенгауэра к пониманию истории представляют разные концепции и цели исторического процесса, а также отношение к роли человека и будущему.